Введение
Главная
цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в
том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь овладеть речевой
деятельностью. Наблюдения
в процессе анализа текста над обусловленностью значения слова, его связями с
другими словами, над взаимодействием слова и контекста содействуют воспитанию
чувства языка, языкового чутья, которое проявляется «в умении создавать
новые контексты, тонко понимая их смысл, в умении возможные контексты от невозможных» (Л.В. Щерба).
Перечитывая
текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского
замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется:
работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим
чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет
иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу,
культуру.
Традиции работы с текстом при изучении родного
языка были заложены еще в XIX веке классиками отечественной лингвометодики К.Д.Ушинским,
Ф.И.Буслаевым и другими. До настоящего времени основным объектом приобщения
учащихся к культурному наследию русского народа является текст. Работа с
художественными текстами всегда в центре внимания учителя на разных ступенях обучения
учащихся.
В программе для общеобразовательных
учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова.
Издательсто Дрофа, 2010 год в пояснительной записке указываются требования к
уровню подготовки выпускников, которые должны знать: строение текста, средства,
создающие его цельность и связность, а также уметь анализировать и строить
тексты разных жанров, типов речи, стилей.
И необходимость разработки системы
уроков с ИКТ возникла в связи с повышением требований к современным урокам,
тенденцией использования ПК в учебном процессе.
Роль учителя на уроке заключалась в
умении управлять учебной работой учащихся, владеть классом, соблюдать общую
организацию работы на уроке: распределять время; логично переходить от одного
этапа к другому, определить объем учебного материала на урок; создать нужный психологического микроклимата.
На уроке использовались следующие методы
и приемы: частично-поисковый, беседа, самостоятельный языковой анализ
языкового явления, многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы
произведений, словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания
текстов; сравнительный анализ художественных текстов, составление опорных конспектов. Способы оценивания ожидаемых результатов:
использование рефлексии: «Три М».
Понятие
о тексте
План - конспект урока по теме «Понятие о
тексте» 10 класс (профильный уровень, учебник «Русский язык. 10-11 класс.:
учеб.для общеобразовательных учреждений филол. профиля/ В. В. Бабайцева. – М.:
Дрофа, 2011. -447, [1]с.)
Цели и задачи урока:
• Организовать
деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Текст», повторить,
закрепить и углубить знания по данной теме.
• Отработать
навыки решения заданий А 27, А 29 в тестах ЕГЭ.
• Создать
условия для усвоения понятий: текст, вид связи предложений в тексте.
• Содействовать
развитию умения у учащихся работы с толковым словарем, с лексическими
изобразительно - выразительными средствами.
• Совершенствовать
учебно - языковые и коммуникативные умения учащихся, навыки лексического
анализа.
• Помочь
учащимся осознать ценность совместной деятельности.
• Подготовить
учащихся психологически к тестовой форме выпускного экзамена.
Оформление: проектор, экран, толковые
словари, раздаточный материал для учащихся.
Этапы урока.
1. Оргмомент.
II. Целеполагание.
- Исходя
из темы урока, поставьте для себя несколько целей. Сформулируйте, зачитайте.
Учитель обобщает и подводит к целям
данного урока.
III. Рефлексия
по темам «Фонетика».
1. Фонетическая, орфоэпическая разминка
(задание на экране через проектор)
Какое средство художественной
выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в
тексте?
Всю ноч… шуршало и шумело,
Ш…птало, в темень уходя,
Т…кло, срывал…сь, ш…лестело
И что(то) мне ск…зать х…тело
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
И мнил…сь мне, что кто(то), строго
Дням отшумевш…м сч…т ведя,
Ст…ит у темного порога
(Не)отр…зимо, как тр…вога,
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался,
И умоляя и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д…ждя, под шум д..ждя.
(В. Рождественский)
Ш…птало, в темень уходя,
Т…кло, срывал…сь, ш…лестело
И что(то) мне ск…зать х…тело
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
И мнил…сь мне, что кто(то), строго
Дням отшумевш…м сч…т ведя,
Ст…ит у темного порога
(Не)отр…зимо, как тр…вога,
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался,
И умоляя и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д…ждя, под шум д..ждя.
(В. Рождественский)
Объяснить орфограммы в словах.
III. Актуализация знаний учащихся по
теме «Понятие о тексте».
Перед вами на доске слова: текст, текстиль, текстовка, текстура. Являются ли они однокоренными
В тетради дайте письменное определение каждого
понятия, а кому трудно, составьте с этими словами предложения или
словосочетания. (На выполнение задания отводится не более 3 минут). Давайте
послушаем друг друга (3-4 ответа). У кого определения отличаются? А теперь
проверим по словарю. Какой словарь мы откроем? (Словарь иностранных слов,
толковый словарь). Кто был близок к верной трактовке?
Никто из вас
не может сказать, что слово «текст»
слышит впервые. Вы можете дать определение.
-На экране задание, определите, что является текстом,
а что нет. По каким признакам определили текст?
1.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Ворона – птица семейства вороновых с
телом длиной около 47 см и серым либо черным оперением. А в луже,
глубокой-преглубокой, ворона купается. Обитают вороны в Евразии и Северной
Америке. И даже каркает она от удовольствия: такая вода приятная! На ель ворона
взобралась… Птица способна к сложным формам поведения и умеет хорошо
приспосабливаться к различным условиям среды. Ворона каркнула во всё воронье
горло.
2. Ворона – птица семейства
вороновых. Длина ее тела составляет
около 47 см. Оперение серое или черное. Обитают вороны в Евразии и Северной
Америке. Птицы способны к сложным формам поведения и умеют хорошо
приспосабливаться к различным условиям среды.
Лексико-грамматическое единство
|
текст
|
тема
|
Идея, мысль
|
информативность
|
членимость
|
ситуативность
|
Логический порядок следования
|
Смысловая целостность, завершённость
|
- работа по
группам. Кратко охарактеризовать признаки текста.
1. Информативность. Логический
порядок следования. Любой текст
должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком
информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста
должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью
содержание предыдущих предложений).
2. Связность. Смысловая
целостность (цельность). Завершенность. Все предложения в
тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и
грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а
достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств.
Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое.
Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством
основной мысли. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел
автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете
речи. Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на
всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно
говорить лишь об их относительной законченности.
3. Членимость. Текст
всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы,
абзацы, предложения .
4. Ситуативность. Это
соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится
текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет
речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста,
но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.
- дан набор предложений. Докажите, что это текст.
Определите вид связи предложений в тексте. (проектор)
В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом
стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила
старая медведица. У этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету
искать счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не
нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)
Взаимпроверка.
Как определили? Чем
отличается способ связи цепной от параллельной?
Составляем таблицу в ОСК.
|
определение
|
Способ связи
|
Средства связи
|
Схема
|
Цепная
|
определяется тем, что каждое
последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл
определенного члена предложения.
|
Через новое
|
а) лексический повтор;
б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
в) слова-«заместители»:
– указательные, личные и притяжательные
местоимения;
– местоименные наречия;
– союзные слова;
– словесный пропуск и некоторые другие.
|
И1 – Н1
И2 – Н2 И3 – Н3 |
Параллельная
|
определяется тем, что предложения
не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом
либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо
противопоставляются.
|
Через известное
|
параллелизм (т. е. одинаковое или сходное
строение предложений), проявляющийся чаще всего в:
– одинаковом порядке следования слов;
– единстве видо-временных форм
глаголов-сказуемых.
|
И1 – Н1 И2 – Н2 И3 – Н3
|
V. Самостоятельная работа.
Докажите, что это текст,
определите признаки текста, вид связи
предложений (по вариантам).
Лес поздней осенью был хорош. Выпал
первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны
казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега
желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней
кипучей работой, теперь отдыхала.
(По Д.Н.
Мамину-Сибиряку)
В необыкновенной, никогда не слыханной тишине
зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на
заре Венера - это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят,
уткнувшись госами в коряги, рыбы, спят птицы - все спят, и только совы летают
около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха
(К. Паустовский).
-
работа с упражнением 59. Определить вид связи.
В
упражнении 59 определите тип речи текста, объясните. Определите основную мысль
текста. Аргументируйте.
Упражнение 60, работа в парах по заданию на
экране.
1. Докажите,
что это текст.
2. Определите
основную мысль.
3. Укажите
вид связи предложений в тексте.
4. Какие
типы речи представлены в отрывке текста.
Домашнее
задание: упр. 61, опорный конспект.
Рефлексия: «Три М». Учащимся предлагается назвать три
момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно
действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Заключение
В ходе урока была организована
деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Текст», повторили,
закрепили и углубили знания по данной теме, отработали навыки решения заданий А
27, А 29 в тестах ЕГЭ, учителем были созданы условия для усвоения понятий:
текст, вид связи предложений в тексте. На уроке развивалось умение у учащихся
работать с толковым словарем, с лексическими изобразительно - выразительными
средствами языка, совершенствовались учебно - языковые и коммуникативные умения
учащихся, навыки лексического анализа. В ходе совместной деятельности
психологически готовились к тестовой форме выпускного экзамена.
Комментариев нет:
Отправить комментарий