среда, 20 марта 2013 г.

Методическая разработка урока в 10 классе теме «Понятие о тексте»



Введение
Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь овладеть речевой деятельностью. Наблюдения в процессе анализа текста над обусловленностью значения слова, его связями с другими словами, над взаимодействием слова и контекста содействуют воспитанию чувства языка, языкового чутья, которое проявляется «в умении создавать новые  контексты, тонко понимая их  смысл, в умении возможные контексты  от невозможных» (Л.В. Щерба).

Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру.
Традиции работы с текстом при изучении родного языка были заложены еще в XIX веке классиками отечественной лингвометодики К.Д.Ушинским, Ф.И.Буслаевым и другими. До настоящего времени основным объектом приобщения учащихся к культурному наследию русского народа является текст. Работа с художественными текстами всегда в центре внимания учителя на разных ступенях обучения учащихся.
В программе для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. / сост. Е. И. Харитонова. Издательсто Дрофа, 2010 год в пояснительной записке указываются требования к уровню подготовки выпускников, которые должны знать: строение текста, средства, создающие его цельность и связность, а также уметь анализировать и строить тексты разных жанров, типов речи, стилей.
И необходимость разработки системы уроков с ИКТ возникла в связи с повышением требований к современным урокам, тенденцией использования ПК в учебном процессе.
Роль учителя на уроке заключалась в умении управлять учебной работой учащихся, владеть классом, соблюдать общую организацию работы на уроке: распределять время; логично переходить от одного этапа к другому, определить объем учебного материала на урок;  создать нужный психологического микроклимата.
На уроке использовались следующие методы и приемы:  частично-поисковый,  беседа, самостоятельный языковой анализ языкового явления, многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений, словарная работа в связи с наблюдениями за законами создания текстов; сравнительный анализ художественных текстов, составление опорных  конспектов. Способы оценивания ожидаемых результатов: использование рефлексии: «Три М».
 
Понятие о тексте
План - конспект урока по теме «Понятие о тексте» 10 класс (профильный уровень, учебник «Русский язык. 10-11 класс.: учеб.для общеобразовательных учреждений филол. профиля/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2011. -447, [1]с.)
Цели и задачи урока:
        Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Текст», повторить, закрепить и углубить знания по данной теме.
        Отработать навыки решения заданий А 27, А 29 в тестах ЕГЭ.
        Создать условия для усвоения понятий: текст, вид связи предложений в тексте.
        Содействовать развитию умения у учащихся работы с толковым словарем, с лексическими изобразительно - выразительными средствами.
        Совершенствовать учебно - языковые и коммуникативные умения учащихся, навыки лексического анализа.
        Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
        Подготовить учащихся психологически к тестовой форме выпускного экзамена.
Оформление: проектор, экран, толковые словари, раздаточный материал для учащихся.
Этапы урока.
1. Оргмомент.
II.      Целеполагание.
-        Исходя из темы урока, поставьте для себя несколько целей. Сформулируйте, зачитайте.
Учитель обобщает и подводит к целям данного урока.
III.     Рефлексия по темам «Фонетика».
1. Фонетическая, орфоэпическая разминка (задание на экране через проектор)
Какое средство художественной выразительности, основанное на фонетических законах языка, используется в тексте?
Всю ноч… шуршало и шумело,
Ш…птало, в темень уходя,
Т…кло, срывал…сь, ш…лестело
И что(то) мне ск…зать х…тело
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
И мнил…сь мне, что кто(то), строго
Дням отшумевш…м сч…т ведя,
Ст…ит у темного порога
(Не)отр…зимо, как тр…вога,
Под шум д…ждя, под шум д…ждя.
Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра…г…рался,
И умоляя и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д…ждя, под шум д..ждя.
(В. Рождественский)
Объяснить орфограммы в словах.
III. Актуализация знаний учащихся по теме «Понятие о тексте».
Перед вами на доске слова: текст, текстиль, текстовка, текстура. Являются ли они однокоренными
В тетради дайте письменное определение каждого понятия, а кому трудно, составьте с этими словами предложения или словосочетания. (На выполнение задания отводится не более 3 минут). Давайте послушаем друг друга (3-4 ответа). У кого определения отличаются? А теперь проверим по словарю. Какой словарь мы откроем? (Словарь иностранных слов, толковый словарь). Кто был близок к верной трактовке?
    Никто из вас не может сказать, что слово «текст» слышит впервые. Вы можете дать определение.
-На экране задание, определите, что является текстом, а что нет. По каким признакам определили текст?
1. Вороне где-то бог послал кусочек сыру. Ворона – птица семейства вороновых с телом длиной около 47 см и серым либо черным оперением. А в луже, глубокой-преглубокой, ворона купается. Обитают вороны в Евразии и Северной Америке. И даже каркает она от удовольствия: такая вода приятная! На ель ворона взобралась… Птица способна к сложным формам поведения и умеет хорошо приспосабливаться к различным условиям среды. Ворона каркнула во всё воронье горло.
2. Ворона – птица семейства вороновых.  Длина ее тела составляет около 47 см. Оперение серое или черное. Обитают вороны в Евразии и Северной Америке. Птицы способны к сложным формам поведения и умеют хорошо приспосабливаться к различным условиям среды.
Лексико-грамматическое единство

- составим кластер в тетрадях ОСК (опорных схем и конспектов)
текст

тема

Идея, мысль
информативность

членимость

ситуативность

Логический порядок следования
Смысловая целостность, завершённость

 
- работа по группам. Кратко охарактеризовать признаки текста.
1. Информативность. Логический порядок следования.  Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).
2. Связность. Смысловая целостность (цельность). Завершенность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств.   Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.
3. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения .
4. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.
Рефлексия: оцените работу каждого участника в группе.
- дан набор предложений. Докажите, что это текст. Определите вид связи предложений в тексте. (проектор)
В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней.
(По мотивам венгерской сказки «Два жадных медвежонка»)
Взаимпроверка.
Как определили? Чем отличается способ связи цепной от параллельной?
Составляем таблицу в ОСК.
Вид связи
определение
Способ связи
Средства связи
Схема
Цепная

определяется тем, что каждое последующее предложение развивает содержание предыдущего, повторяя смысл определенного члена предложения.

Через новое
а) лексический повтор;
б) синоним, синонимичное выражение, перифразы;
в) слова-«заместители»:
– указательные, личные и притяжательные местоимения;
– местоименные наречия;
– союзные слова;
– словесный пропуск и некоторые другие.
И1 – Н1
И2 – Н2
И3 – Н3
Параллельная
определяется тем, что предложения не «цепляются» одно за другое, а являются равноправными между собой; при этом либо в них осуществляется перечисление, либо они сопоставляются, либо противопоставляются.

Через известное
параллелизм (т. е. одинаковое или сходное строение предложений), проявляющийся чаще всего в:
– одинаковом порядке следования слов;
– единстве видо-временных форм глаголов-сказуемых.
И1 – Н1 И2 – Н2 И3 – Н3
V. Самостоятельная работа.
Докажите, что это текст, определите  признаки текста, вид связи предложений (по вариантам).
Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
 В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера - это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись госами в коряги, рыбы, спят птицы - все спят, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха (К. Паустовский).

- работа с упражнением 59. Определить вид связи.
В упражнении 59 определите тип речи текста, объясните. Определите основную мысль текста. Аргументируйте.
 Упражнение 60, работа в парах по заданию на экране.
1.     Докажите, что это текст.
2.     Определите основную мысль.
3.     Укажите вид связи предложений в тексте.
4.     Какие типы речи представлены в отрывке текста.
Домашнее задание: упр. 61, опорный конспект.
Рефлексия: «Три М». Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Заключение
В ходе урока была организована деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Текст», повторили, закрепили и углубили знания по данной теме, отработали навыки решения заданий А 27, А 29 в тестах ЕГЭ, учителем были созданы условия для усвоения понятий: текст, вид связи предложений в тексте. На уроке развивалось умение у учащихся работать с толковым словарем, с лексическими изобразительно - выразительными средствами языка, совершенствовались учебно - языковые и коммуникативные умения учащихся, навыки лексического анализа. В ходе совместной деятельности психологически готовились к тестовой форме выпускного экзамена.

Комментариев нет:

Отправить комментарий