воскресенье, 17 ноября 2013 г.

«Глагол. Правописание личных окончаний глагола» 10 класс.



Цели: продолжить знакомство с грамматическим понятием – глагол, развивать умение определять спряжение глаголов, работать с алгоритмом.-

 «Глагол – самая огнепышущая,
самая живая часть речи.
 В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и назначение
глагола – выражать само действие!»
А. Югов
1.-Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает второе место после имен существительных. Обладает высокой эстетической ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи. Эти слова и будут эпиграфом нашего урока.- Вы согласны с этими словами?   Как вы думаете, что значит «огнепышущая» ?

3. Орфоэпический разминка Карточка №1. Спишите глаголы, поставьте ударение.
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл, нажил, руководит.
(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на приставку)
4.Беседа:- Что обозначает глагол? Какими категориями обладает? - Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени?
Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.  ( Работа по алгоритму)
-А сейчас еще раз обратимся к эпиграфу: как понимаете слова «самая живая часть речи»? ( постоянно в действии, меняется, обновляется, развивается).
Интересные  глаголы  – бежать, хотеть! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.
А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.
А ещё есть и особо спрягаемые глаголы:  дать, есть.
5.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям. сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2)   чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2). видеть (2) , терпеть(1) .    Карточка №2. Прочитайте  текст. Обратите внимание на правописание глаголов.
"Как сбереч… в памяти прошлое? Как разжеч.. костер воспоминаний? С помощью чего его поддерживать? Как помоч… самому себе, какого помощника привлеч..
Дневник. Завести дневник событий. Он будет стереч… ускользающее прошлое, не даст тебе отвлеч…ся и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумееш… в любой момент безбоязненно пересеч… океан своих мыслей и чувств".
Вопросы и задания к тексту:1. Что такое инфинитив?  Найти в тексте глаголы в инфинитиве. Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую?
Карточка №3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.
1) Мой сосед броется электрической бритвой.
2) Сосед жгёт костёр уже второй день.(жжёт)
3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)
4) Мы стригёмся в парикмахерской.(стрижёмся)
5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.(кладёт)
6) Они давно не плотят за свет и газ.(платят)
7) Вы хочете спать? Так ляжьте!(хотите, лягте)
- В каком наклонении стоит последний глагол?
8.Графический диктант.Взаимопроверка. Мыть(1) , строить(2) гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , любить(2) сеять(1), давить(2) , грузить(2) , сушит(2)
На столах у вас тексты
Земля — космическое тело, а мы — космонавты... (В. Солоухин)
Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. Вопрос только размеров и времени.
Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 3авелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.
Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?
1. К какому стилю речи, типу речи  относится текст.
2. Какова тема текста?
3. Какова основная мысль текста?
4. Определите спряжение выделенных глаголов.
Работа по карточуам:
1.     Группа. Дыш...шь, обид...вший, дремл...шь, приемл...мый, похвал...шь, прикле...вший, произнос...шь, преобразу...мый,  реж...шь, незабыва...мый, прерыва...мый, распил...шь, замасл...нный, выскоч...шь, вытерп...шь, независ...мый, пропол...шь, исполня...мый, расчист...вший, неопису...мый, замет...вший, засмотр...шься, раскол...шь, мерещ...шься, подстрел...нный, эконом...шь, завис...вший, сыпл...шь, высуш...шь, пропущ...нный, окружа...мый, относ...шься, ознаком...вшийся, немысл...мый, знач...мый, незанавеш...нный, распаш...шь, расслаб...вшийся, бор...шься, колебл...мый, искалеч...шь.
2.     Группа. Расщедр...вшийся, рекоменду...мый, выгляд...шь, свер...вший, рассмотр...нный, изобража...мый, раста...шь, постро...шь, сломл...нный, слыш...мый, ссор...шься, постел...нный, заед...шь, увид...шься, увлека...мый, отуч...шься, опериру...мый, выстел...шь, выздоров...вший, движ...мый, практику...шь, перегруж...нный, задерж...шься, перекин...шь, убира...мый, выдел...шь, охвач...нный,  недоказу...мый, зате...шь, нянч...вший, тревож...шься, бре...шь лицо, успоко...вший, прокат...шься, одобр...нный, постигн...шь, вывез...нный, промолв...вший, леле...мый 
Домашнее задание: упражнение 34.

Комментариев нет:

Отправить комментарий