Цели: продолжить знакомство с грамматическим
понятием – глагол, развивать умение определять спряжение глаголов, работать с алгоритмом.-
«Глагол
– самая огнепышущая,
самая живая часть речи.
В
глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка. Да ведь и
назначение
глагола – выражать само действие!»
А. Югов
1.-Глагол – необыкновенная часть речи. По частоте употребления занимает
второе место после имен существительных. Обладает высокой эстетической
ценностью. Писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи. Эти
слова и будут эпиграфом нашего урока.- Вы согласны с этими словами?
Как вы думаете, что значит «огнепышущая» ?
3. Орфоэпический разминка Карточка №1. Спишите глаголы, поставьте
ударение.
Звонить, баловать, премировать, создала, положил, повторит, поняла, прибыл,
нажил, руководит.
(Ударение у глаголов обычно падает на последний слог, в слове прибыл – на
приставку)
4.Беседа:- Что обозначает глагол? Какими категориями обладает? - Что
надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола?
Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.
- Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в
настоящем и будущем времени?
Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II. ( Работа по
алгоритму)
-А сейчас еще раз обратимся к эпиграфу: как понимаете слова «самая живая
часть речи»? ( постоянно в действии, меняется, обновляется, развивается).
Интересные глаголы – бежать, хотеть! Во всех
лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким
глаголам.
А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I
спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.
А ещё есть и особо спрягаемые глаголы: дать, есть.
5.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.
сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2)
чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2). видеть (2) , терпеть(1) . Карточка №2.
Прочитайте текст. Обратите внимание на правописание глаголов.
"Как сбереч… в памяти прошлое? Как разжеч.. костер воспоминаний? С
помощью чего его поддерживать? Как помоч… самому себе, какого помощника
привлеч..
Дневник. Завести дневник событий. Он будет стереч… ускользающее прошлое, не
даст тебе отвлеч…ся и забыть, что было вчера. Благодаря дневнику ты сумееш… в
любой момент безбоязненно пересеч… океан своих мыслей и чувств".
Вопросы и задания к тексту:1. Что такое инфинитив? Найти в тексте глаголы в инфинитиве.
Вспомнить, как пишутся глаголы в инфинитиве с основой на шипящую?
Карточка №3. Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм
глаголов.
1) Мой сосед броется электрической бритвой.
2) Сосед жгёт костёр уже второй день.(жжёт)
3) Ты не берегёшь себя. (бережёшь)
4) Мы стригёмся в парикмахерской.(стрижёмся)
5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.(кладёт)
6) Они давно не плотят за свет и газ.(платят)
7) Вы хочете спать? Так ляжьте!(хотите, лягте)
- В каком наклонении стоит последний глагол?
8.Графический диктант.Взаимопроверка. Мыть(1) ,
строить(2) гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , любить(2) сеять(1), давить(2)
, грузить(2) , сушит(2)
На столах у вас тексты
Земля — космическое тело, а мы — космонавты... (В. Солоухин)
Земля — космическое тело, а мы — космонавты, совершающие очень длительный
полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. Система
жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она
постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает
возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.
Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое
пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему
жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. Но вот постепенно,
последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему
жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой
океан. Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо
перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке,
то это придется квалифицировать как самоубийство. Но принципиальной разницы у
маленького корабля с большим нет. Вопрос только размеров и времени.
Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. 3авелись, размножаются, кишат микроскопические, в
планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. Скапливаются они в
одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты.
Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы)
культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и
вот уж распространяется от этого
места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. Снуют, размножаются,
делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми
отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.
К сожалению, столь же ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед
напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как
тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с
красотой нашей земли. С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным
ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной
информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны,
сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним
общению.
Неизвестно, чем кончится для
планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. Успеет ли Земля
выработать какое-нибудь противоядие?
1. К какому стилю речи, типу речи относится текст.
2. Какова тема текста?
3. Какова основная мысль текста?
4. Определите спряжение выделенных глаголов.
Работа по карточуам:
1.
Группа. Дыш...шь, обид...вший, дремл...шь,
приемл...мый, похвал...шь, прикле...вший, произнос...шь, преобразу...мый,
реж...шь, незабыва...мый, прерыва...мый, распил...шь, замасл...нный,
выскоч...шь, вытерп...шь, независ...мый, пропол...шь, исполня...мый,
расчист...вший, неопису...мый, замет...вший, засмотр...шься, раскол...шь,
мерещ...шься, подстрел...нный, эконом...шь, завис...вший, сыпл...шь,
высуш...шь, пропущ...нный, окружа...мый, относ...шься, ознаком...вшийся,
немысл...мый, знач...мый, незанавеш...нный, распаш...шь, расслаб...вшийся, бор...шься,
колебл...мый, искалеч...шь.
2.
Группа. Расщедр...вшийся, рекоменду...мый,
выгляд...шь, свер...вший, рассмотр...нный, изобража...мый, раста...шь,
постро...шь, сломл...нный, слыш...мый, ссор...шься, постел...нный, заед...шь,
увид...шься, увлека...мый, отуч...шься, опериру...мый, выстел...шь,
выздоров...вший, движ...мый, практику...шь, перегруж...нный, задерж...шься,
перекин...шь, убира...мый, выдел...шь, охвач...нный, недоказу...мый, зате...шь, нянч...вший,
тревож...шься, бре...шь лицо, успоко...вший, прокат...шься, одобр...нный,
постигн...шь, вывез...нный, промолв...вший, леле...мый
Домашнее задание: упражнение 34.
Комментариев нет:
Отправить комментарий