вторник, 16 октября 2012 г.

Роль Управляющего Совета в работе образовательного учреждения

В современной российской школе основная проблема заключается в том, что в образовании, где общественность не обладает управленческими полномочиями, происходит все большее отчуждение общества от школы. По существу все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы до сих пор на уровне управленческих решений в 99% школ у нас определяются директором, либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, включая содержание обучения; систему оценивания; экономику школы; кадры и т.п.

Единственный выход из создавшейся негативной ситуации - это введение института общественного управления школой, то есть создание условий для трансформации школы в реальный институт гражданского общества. В противном случае сфера образования все больше и больше будет отставать от социальных процессов, так как скорость трансформации общества существенно превысила скорость трансформации системы образования. Изменению этой ситуации на уровне общеобразовательных учреждений призвано служить создание в школах новой формы государственно-общественного управления – школьных Управляющих советов, призванных взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать органом стратегического управления школой.

Речи о важности создания органов государственно-общественного управления звучат в устах чиновников разных уровней. Неслучайно в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г.пр -2716. говорится о «расширении самостоятельности школ». Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования и Федеральной целевой программы Научные и научно-педагогические кадры инновационной России. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества». [3]

Расширение общественного участия в управлении школой - это важный элемент новой модернизированной системы образования. Образовательные учреждения получают больше автономии, больше свободы выбора по ключевым вопросам, которые самым непосредственным образом затрагивают права и интересы учащихся. Ведь решение о том, какие направления профильного обучения выберет школа, какие предметы будет изучать углубленно – не должно приниматься без учета мнения родителей. Заинтересованность государства в расширении общественного участия, которая была не раз озвучена первыми лицами страны, позволяет ожидать, что в ближайшие годы вовлечение родителей в процесс управления образованием станет системным и будет получать все большую поддержку со стороны органов власти. Еще один аргумент в пользу Управляющих советов для органов управления образованием – это появление субъекта для переговоров, официально наделенного полномочиями представлять интересы образовательного учреждения, в том числе родителей.

Институт Школьных советов в различных странах с середины 90-х годов ХХ в. находится в состоянии динамичного развития. На совещании министров образования стран Совета Европы, 23 октября 1994 г. в Люксембурге в центре обсуждения стоял вопрос об участии общественности в управлении образованием как факторе роста качества школьного образования. Разумеется, что в каждой из стран модели Школьных советов строятся с учетом культурной и национальной специфики, однако общую тенденцию их развития можно усмотреть во все большем сдвиге «от консультирования и содействия – к принятию решений». Это означает, что кардинальные изменения претерпевает сам институт школы. Тотально государственническая и административная модель школы в современном мире постепенно трансформируется в школу гражданского общества или, как заключает Франц-Рюдигер ЯХ, мы оказываемся свидетелями и участниками становления нового социально-образовательного феномена - «гражданской школы». По сути, речь идет о перераспределении власти в школьной автократической системе и о превращении самой школы из привычной патерналистской и авторитарной в модель, включающую схемы и механизмы гражданского общества. Настоящее время требует существенных перемен во всех областях современного общества. Не является исключением и система образования. Преобразования коснулись не только процесса преподавания и обучения, совершенствования технологий и методов образования, но самой системы управления образовательным учреждением.

Создание Управляющих советов как органов общественного управления является мощным прорывом в области формирования успешного взаимодействия общественного и муниципального образования.

В нашей школе был создан орган общественного управления – Управляющий Совет школы, который функционирует в течение пяти лет.

Проанализировав локальный акт «Положение об Управляющем Совете школы», были сделаны следующие выводы. В «Положении…» прописаны: общие положения, задачи, компетенции Совета, состав и порядок формирования Совета, определяется структура Управляющего Совета, основные направления деятельности, рассматриваются основные направления работы Совета. Совет сотрудничает со всеми структурными подразделениями школы. Данное взаимодействие осуществляется через участие в принятии управленческих решений с целью улучшения школьной жизни, через лоббирование и поддержку интересов школы на различных уровнях, через подготовку и проведение совместных мероприятий. Совет в течение пяти лет активно использовал различные формы деятельности.

Наблюдается положительная динамика участия членов Совета школы в образовательных мероприятиях различного уровня, что говорит о повышении уровня компетентности школьных управляющих в вопросах управления, организации совместной деятельности и повышения уровня включенности в жизнь школы. На сегодняшний день одна из актуальных задач – обеспечение коммуникации между родителями и Управляющим советом. Чтобы облегчить коммуникацию, наш Управляющий совет формируется по следующему принципу: представители родителей – 8 человек, представители от обучающихся на третьей ступени общего образования – 6 человек, работники школы – 6, представитель Учредителя -1, кооптированные члены – 4. Итого 25 человек. Но в локальном акте не прописаны выборные технологии: правила и процедура выборов состава Совета. Перед членами Управляющего совета специально ставится задача, чтобы они не просто присутствовали в качестве слушателей на собраниях, а доносили ту информацию и те решения, которые принимает Совет, до родителей в своих классах. Для этого при содействии Управляющего совета была разработана версия школьного сайта, вся информация о решениях Совета размещается на этом сайте. Эту же задачу мы стремимся решить через распространение информационных листков Управляющего совета. Отдельные информационные листки специально тиражируются и распространяются классными руководителями на родительских собраниях, но и тут есть проблема - не все родители посещают родительские собрания. Среди родителей школы на классных собраниях распространена информация о контактном телефоне и адресе электронной почты, по которым можно направлять предложения и вопросы для Управляющего совета.

Следующая проблема, которую решил Управляющий совет – это установка «лежачих полицейских» у пешеходного перехода школы. Решение Совета было отправлено в администрацию города, и через некоторое время «полицейский» был установлен.

Одной из актуальных проблем является начало работы радио. На данный момент радиоузел имеется, используется в полном объеме. Есть возможность постоянного информационного вещания: и песни, и пожелания, и школьные новости. В данном вопросе активную помощь Управляющему совету оказывает совет старшеклассников. Хочется отметить, что решение об открытии радио не случайное: Управляющий Совет проводил анкетирование и среди учеников, и среди родителей.

Но есть и недостатки работы Управляющего Совета: дублируются функции между комиссиями и существующими органами школьного самоуправления (например, функции родительского комитета и Управляющего Совета). Поэтому комиссиям Управляющего Совета необходимо опираться в свой деятельности на соответствующие органы школьного самоуправления и планировать совместную деятельность с ними, делегируя им ряд заданий и полномочий и привлекая их членов к активной совместной деятельности;

Родители, которые входят в состав Управляющего Совета, понимают степень своей ответственности, но осознать степень свободы до конца не могут. Они не умеют распоряжаться своими функциями, более того не могут до конца поверить в то, что они реально что-то могут. На том этапе работу Управляющего Совета школы можно охарактеризовать больше как формальную, нежели реальную.

Сформировался запрос на обучение родителей. Если рассматривать опыт других стран, то мы увидим, что в Канаде, например, обучение общественных управляющих взяли на себя региональные органы образования, кроме того, там существуют социальные организации управляющих католических школ, франкоязычных школ, англоязычных школ и т.д. Эти же организации устраивают обучение школьных управляющих.

Исходя из всего сказанного выше, наблюдается положительная динамика участия членов Управляющего Совета школы в образовательных мероприятиях, но необходимо проводить обучение общественных управляющих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий