воскресенье, 17 ноября 2013 г.

История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"


Цели:
  1. Познакомить с историей создания поэмы;
  2. Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства.
  3. Пробудить интерес к изучению поэмы.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, картины художников.
Ход урока
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг…
Н.А.Некрасов

1. Лекция учителя
Историческая справка.
19 февраля 1861 года Александр издал Манифест и Положение, отменявшее крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределённый срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве.
При выкупе земли крестьяне платили за неё вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же помещику с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Литература того времени имела бурный характер. Сами за себя говорят произведения, написанные в то время. Роман Чернышевского «Что делать?», Тургенева «Отцы и дети» и т.д.
Как же воспринял Н. А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чём свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г.Чернышевского: «В день объявления воли я пришёл к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил он. – Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами».
2. История создания поэмы.
Вскоре после Крестьянской реформы, в 1862 году возник замысел поэмы.
Её целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых – как и во всей России – нет счастливого. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877год,т.е. около 14 лет. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о её композиции. До сих пор не решён вопрос о порядке расположения её частей. Наиболее аргументированным можно считать порядок расположения частей по хронологии их написания.
«Пролог» и 1 часть - 1868 г.
«Последыш» - 1872 г.
«Крестьянка» -1873 г.
«Пир – на весь мир» Некрасов писал уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В.В.Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ещё в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершённой, замысел поэта не прояснённым; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших да нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».
Именно В.В.Гиппиус нашёл в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнёзда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж не раннее, подходит месяц май».В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы(9 мая по старому стилю)проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос.» В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут на базар с сеном. Наконец, в «Крестьянке» - жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществлённая Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург икать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма. В современных публикациях главы располагаются по времени их написания.
3. Жанр, композиция поэмы.
 «Кому на Руси жить хорошо» ни на одну из поэм, известных в русской литературе до Некрасова, его произведение в жанровом отношении не похоже. Содержание «Кому на Руси жить хорошо» требовало для своей реализации какой-то новой жанровой формы, и Некрасов создал её.
Поэма (от греческого «творить», «творение») - большое эпическое стихотворное произведение.
Эпопея (от греческого «собрание песен, сказаний») - наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включающая глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности. Своеобразие поэмы заключается в том, что это произведение реалистическое – по художественному методу, народное – по своему значению и тематике, эпическое – по широте изображения действительности и героическому пафосу.
В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить в себя жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: «крестьянской», сатирической, героико-революционной.
Использованная в произведении форма путешествия, встреч, расспросов, рассказов, описаний была очень удобной для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни.
4.      Итог урока. Работа по карточкам.
5.      Дом.задание: сопоставить УНТ и элементы поэмы Н. некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Тема "Есть женщины в русских селеньях" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо")
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Н. А. Некрасов
Цели урока:
  1. Раскрыть противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
  2. Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
  3. Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; уважать женщину.
Ход урока
I. Организация начала урока: приветствие, определение отсутствующих; сообщение темы, раскрытие общей цели урока.
Судьба русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, какова она? Хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Остановимся на главе “Крестьянка”.
II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала как подготовка для освоения нового).
1. Литературоведческая разминка.
(дайте определение л/в терминам)
Реализм -….
Народность -…
Поэма -…
Эпопея -…
Тема -…
Идея -…
Троп -…










2. “Взаимопроверка домашнего задания.
III. Изучение нового в соответствии с заявленной темой урока.
1. Вступительное слово учителя
В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Для чего?
Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,
2. Беседа на основе прочитанного.
Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).
У: Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века?
: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.
Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?
Помещик, чиновник, поп,
Купчина толстопузый,
Вельможный боярин,
Министр государев, царь…
Но оказывается (по мере их продвижения все дальше и дальше) трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.
Эгей, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.
И мужики приходят к выводу:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину
Другим по мужику……
Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь.
И они решают не искать
Чиновника, купца, министра,
Царя (“еще допустят ли нас, мужиченков, царь?”) а…
Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Указывают им на Счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.
3. Что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. Что еще вы узнали о судьбе героини из текста поэмы?
Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?
Охарактеризуем Матрену Тимофеевну.
На доске выписаны основные качества ее характера. Подтвердите это текстом.
На доске
Но Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина
Песни, плачи, причитания (зачитать в тексте) (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление. ; Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.
4.      Самостоятельная работа по группам.
1 группа: В гл “Крестьянка” Матрена Тимофеевна рассказывает странникам о Савелие – богатыре свято-русском. Каким он представляется в поэме? Почему, как вы думаете, героиня рассказывает о Савелие?
2 группа. Проведение сравнительного анализ судьбы Матрены Тимофеевны Корчагиной (“Кому на Руси…”) и Дарьи (“Мороз Красный нос”1863 г. ).
Как характеризует автор этих женщин ? Вы заметили, что строки, которые сейчас прозвучали, вы непременно уже слышали:
Пройдет словно солнце светит,
Посмотрит – рублем подарит.
Коня на скаку остановит.
В горящую избу войдет.
Какие средства Некрасов использует в данных характеристиках? Что общего можно выделить в образах этих героинь?
3 группа Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны. (Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая, с  чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой).
Подведение итогов: Какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.
Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.
Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.
V. Подведение итогов.
Сопоставительный анализ русских женщин в поэмах Некрасова.
Тема: «Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"»
Цель урока:
  • охарактеризовать образ русской женщины-крестьянки в поэмах "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо";
  • на примере сопоставительного анализа произведений Н.А. Некрасова и произведений устного народного творчества показать народность образа женщины-крестьянки;
  • раскрыть новаторство поэта в разработке этой темы.
Ход урока
1. Ведение в тему.
Доля ты! - русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
( "Кому на Руси жить хорошо")
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли:
( "Мороз, Красный нос")
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
( "Тройка")
(Названия произведений на доске не указаны.)
Такой видит судьбу русской женщины Н.А. Некрасов и изображает её в своих произведениях.
- Попробуйте назвать произведения.
Действительно, в таких произведениях, как "Кому на Руси жить хорошо", " Мороз:", "Тройка", "В дороге", "Орина, мать солдатская" поэт создаёт замечательные женские образы, говорит о женской доле, женской судьбе.
Какой из эпиграфов можно предложить в качестве эпиграфа к уроку? К концу урока выберите только один отрывок, свой ответ обоснуйте.
"Женский вопрос" был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70 годов Х1Х века. В обществе и литературе активно обсуждалась проблема эмансипации, освобождения женщины. Чаще всего речь шла о городских женщинах, о представительницах господствующих сословий.
- Опираясь на предложенные отрывки, прочитанные тексты, определите, в чём новаторство Некрасова в освещении "женского вопроса"?
(Некрасов рассматривает женские образы из народа; в поэме "Кому на Руси:" повествование ведёт сама героиня.)
Тема урока: "Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"".
Цель урока: Сегодня на уроке, анализируя поэмы, мы с вами попытаемся проследить судьбу русской женщины, выявить черты её характера, проникнуть в её внутренний мир.
- Запишите тему урока и проблемный вопрос.
2.Анализ текста.
"Мороз, Красный нос": Поэма была написана в 1863 году, первая часть опубликована в № 1 журнала "Время" за 1863 год. Полностью поэма вышла в № 1 "Современника" за 1864 год.
  1. Кто является главным героем поэмы?
  2. Почему рассказу о Дарье предшествует лирическое отступление о славянке?
  3. Что такое лирическое отступление? Какие мысли, чувства автора нашли отражение в нём?
  4. В отличие от "Мороза:" в "Кому на Руси жить хорошо" дан портрет Матрёны Тимофеевны. Зачитайте. Что "роднит" героинь двух произведений? На первый взгляд портрет Матрёны Тимофеевны не очень симпатичен. Почему Некрасов подчёркивает именно эти черты?
  5. В "Морозе:" изображён определённый момент в жизни героини, а свою жизнь Матрёна Тимофеевна "выложила" полностью. Как это связано с жанровым своеобразием произведения?
  6. Почему Дарья изображена именно в "минуту скорбную"?
  7. Дайте определение сюжета. Сюжет бывает любовным, героическим, бытовым, приключенческим.- Каков сюжет "Мороза:"? Почему умирает Прокл? Докажите.
  8. Попробуйте определить основной конфликт поэмы. Назовите писателей, современников Некрасова, посвятивших свои произведения этой теме. Какой предстаёт природа в произведениях Тютчева и Фета?
    - Подумайте, что нового внёс Некрасов в рассмотрение этой темы.
  9. Первая и вторая части противопоставлены. Почему?
  10. Зачитайте цитатный план первой части (предварительное задание для первого варианта).
    - Как вы думаете, почему первая часть рассказывает о похоронах Прокла? Почему она многолюдна?
  11. Какой предстаёт Дарья в первой части? (Предварительное индивидуальное задание одному из учеников.)
  12. В поэме автор использует много элементов, характерных для УНТ. Назовите их.
    - Зачем автор вводит в 1Х главу плач?
  13. Какая судьба, по мнению соседей, ждала Дарью? Докажите текстом.
  14. В произведениях русской литературы пейзаж выполняет функцию:(дополните)
    - Зачитайте описание пейзажа в начале П части (гл.ХУ1, ХУП). Какова его роль ? (Безразличие природы к страданиям человека, человек остаётся один на один со своим горем.)
  15. Какова роль внутреннего монолога Дарьи? Что её ждёт?
  16. Какова роль "сна" Дарьи?
  17. Почему в поэме появляется образ Мороза? Как он помогает раскрыть основной конфликт произведения? (Мороз - сказочный персонаж, но жизнь не сказка, природа несёт в себе и губительное начало.)
  18. Прокомментируйте название поэмы. Сформулируйте идею этого произведения.
"Крестьянка"
  1. Жизнь Матрёны Тимофеевны, в отличие от жизни Дарьи, изображена полностью. Как мы выяснили, это связано с жанровым своеобразием произведения и замыслом автора. Попробуйте самостоятельно определить замысел Некрасова.
  2. В чём языковая особенность главы?
    - 3/4 текста гл. "До замужества", около ? объёма гл. "Песни" и более ? гл. "Трудный год" составляют известные источники. Для чего введено в рассказ Матрёны Тимофеевны такое множество фольклорных произведений?
    - Память Матрёны Тимофеевны хранит множество текстов, это роднит её с талантливой олонежской вопленицей Ириной Федосовой. Её слова: "Я грамотой неграмотна, зато памятью я памятна", - слышим мы и в речи Матрёны Тимофеевны:
    Однако "Автобиография" Ирины Федосовой - не единственный источник образа Матрёны Тимофеевны.
  3. Какие ещё источники этого образа вы можете назвать?
  4. В "Автобиографии" И. Федосовой сказано: "Родители мои были люди степенные и зажиточные".
    - Какой отрывок из народной песни перекликается с этими словами?
    ("Как жила у тебя я, кормилец батюшка и родимая матушка,
    А не слышала слова худого, грубого:")
  5. Как песня отразилась в поэме, как характеризует семью Матрёну Тимофеевны?
- Какие песенные элементы использованы автором?
- Какие строчки характеризуют жизнь Матрёны Тимофеевны до замужества? Назовите произведения УНТ, которые автор использует в этой части.
6. Посмотрите начало главы "Песни". В чём особенность композиции и какова её роль в поэме?
7. Найдите в текстах отрывок из песни, который описывает жизнь Матрёны Тимофеевны в новой семье. Свой выбор аргументируйте, используя текст поэмы.
8. Характеризуя своё положение в семье мужа, Матрёна Тимофеевна говорит:
А в 5 главе меняется не только содержание её речей, но и общая тональность.
- Какие события зародили гнев в душе Матрёны Тимофеевны?
9. Если в "Морозе:" литературный плач совпадает с народным, то плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке приобретает новый оттенок. Чем отличается плач Матрёны Тимофеевны? На какой жанр УНТ он больше похож? Как характеризует главную героиню? Почему Матрёна Тимофеевна игнорирует совет броситься в ноги старосте?
10. Матрёну Тимофеевну ославили "счастливою" после того, как она спасла мужа от рекрутчины. Почему это было счастьем? Что ожидало женщину-солдатку?
- Как эта тема отражена в стихотворении "Орина, мать солдатская"? (Предварительное задание для второго варианта.)
11. В "Морозе:" и "Кому на Руси жить хорошо" главные героини терпят невзгоды, когда речь идёт о них самих, но, если необходимо спасать близких,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт..
- Как бы вы охарактеризовали обеих женщин? В чём отличие этих образов?
12. Как Матрёна Тимофеевна отзывается о женском счастье? Прочитайте.
- Прокомментируйте название главы.
3. Итог урока: обратимся к проблемному вопросу сегодняшнего урока. Какой отрывок вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? Почему?


Комментариев нет:

Отправить комментарий