воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Содержание проекта «Управление организацией дистанционного образования детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2»



Содержание проекта «Управление организацией дистанционного образования детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2»
1.                Паспорт проекта
2.                Введение
3.                Нормативно-правовая база
4.                Информационная справка образовательного учреждения
5.                Обоснование проекта
6.                Ожидаемые результаты
7.                Список литературы
8.                Приложение


Паспорт проекта «Управление организацией дистанционного образования детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2»
Наименование
«Управление организацией дистанционного образования детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2»
Основание для разработки проекта
2008 г. На заседании Совета при Президенте РФ План поэтапного создания условий для реализации дистанционного обучения детей-инвалидов в рамках национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы;
Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
Ф181 от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
ФЗ – 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
Заказчик
УО Ленинск-Кузнецкий городской округ
Основные разработчики
Заместитель директора по УВР, Е. Н. Захарова
Основная цель
Организация процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ по обеспечению доступности качественного образования в рамках дистанционного образования
Основные задачи
1. Проанализировать степень потребности участников образовательного процесса, организационно-педагогические, материально-технические  условия  для реализации дистанционных образовательных технологий для детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2.
2.Создать нормативно-правовую базу,  систему управления, организационно-методическое реализации дистанционного обучения для детей с ОВЗ.
3. Обеспечить повышение квалификации педагогов, работающих в рамках дистанционного обучения детей с ОВЗ.
4. Отработать сотрудничество школы с учреждениями образования, здравоохранения, общественными организациями
5.Произвести мониторинг реализации дистанционного обучения в условиях МБОУ СОШ №2
Сроки реализации
2011-2015 гг.
Исполнители проекта
Администрация школы, педагогический коллектив
Ожидаемые результаты
1.                Система  дистанционного обучения для детей с ОВЗ приведет к социализации этой группы детей (развитию адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладеют навыками коммуникации, осмыслят свое социальное окружение).
2.                Положительная динамика индивидуальных достижений обучающихся по освоению образовательных программ,  уровню социализации.
3.                Обеспечение  доступа к современным техническим,  информационным  и научным ресурсам детей с ОВЗ.
4.                Увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации дистанционного обучения.
5.                Система методической поддержки профессионального роста  педагогических работников.


Введение
 Реализация прав детей с ОВЗ – одна из важнейших задач государственной политики, одно из условий успешной организации успешного обучения и образования детей с ОВЗ является создание адаптивной среды, которая позволит обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию. Данное условие возможно при систематической организации педагогического  сопровождения этой группы детей, включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ, разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со средой, в которую интегрируется ребенок. В МБОУ СОШ №2 в 2011 году была запущена Федеральная программа «Дистанционное образование детей с ОВЗ». Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места нахождения  участников образовательного процесса.
Использование дистанционного обучения имеет следующие преимущества:
·                                      обеспечивает принцип равной доступности (возможно одновременной) к любым образовательным информационным ресурсам (федеральным, региональным, международным) большого количества обучающихся, независимо от места их проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности при минимизации расходов на содержание учебных площадей, технических и транспортных средств, подготовку специалистов;
·                                      способствует формированию ключевых компетентностей у педагогов и обучающихся;
·                                      позволяет одаренным детям в дальнейшем освоить Hi-Tech (высокие технологии);
·                                      увеличивает эффективность коммуникативной деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);
·                                      позволяет создать условия, учитывающие особые образовательные потребности, посредством индивидуализации и дифференциации;
·                                      формирует у человека потребность в систематическом повышении интеллектуального потенциала;
·                                      делает возможным выравнивание стартовых позиций обучающихся (независимо от их места обучения) для дальнейшего профессионального самоопределения и поступления в профильные гимназии, лицеи;
·                                      способствует повышению квалификации  педагогических работников.
Цель проекта: Организация процесса дистанционного обучения детей с ОВЗ по обеспечению доступности качественного образования в рамках дистанционного образования
Для реализации  поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать степень потребности участников образовательного процесса, организационно-педагогические, материально-технические  условия  для реализации дистанционных образовательных технологий для детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2.
2.Создать нормативно-правовую базу, систему управления, организационно-методическое реализации дистанционного обучения для детей с ОВЗ.
3. Обеспечить повышение квалификации педагогов, работающих в рамках дистанционного обучения детей с ОВЗ.
4. Отработать сотрудничество школы с учреждениями образования, здравоохранения, общественными организациями
5.Произвести мониторинг реализации дистанционного обучения в условиях МБОУ СОШ №2
Для решения намеченных задач были использованы следующие методы исследования:
-анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме
-наблюдение за процессом реализации программ адаптивных программ образования;
-анкетирование учащихся, беседы с учащимися, родителями, учителями;
- обучающий эксперимент;
- анализ результатов экспериментального  исследования.
В соответствии с возможностями детей выделяются три уровня образования детей с ОВЗ, при этом каждый должен обеспечить ребенку не только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно, в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: «академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для каждого уровня образования.
• I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования, предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции ребенка.
• II уровень школьного образования - нецензовый, он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического расширения области развития жизненной компетенции ребенка;
III уровень школьного образования, также нецензовый, и академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме.
Нормативно-правовые основы, на которые  опирается реализация дистанционнго образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года в статье 5 говорится: «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
1)                создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[3]
Итак, на международном уровне:
1.                  Всеобщая декларация прав человека, утвержденная в 1948 году Генеральной ассамблеей ООН.
2.                Конвенция о правах ребенка, 20 ноября 1989 Генеральная ассамблея ООН.
3.                Декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, 1994  Испания.
4.                Конвенция о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006г. Генеральной ассамблеей ООН.
На государственном уровне:
1.                Конституция РФ, ст.43, в которой указывается на то, что «каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»
2.                Закон «О социальной поддержке инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1998 года №181 – ФЗ.
3.                Обучение детей с ограниченными возможностями регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87г. №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановле­нием Правительства Российской Федерации от 18.07.96г. №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях».
4.                Мы также опирались в работе на Концепцию Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, авторы: Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, .Е. Л. Гончарова.
Школьный уровень:
1.                «Устав МБОУ СОШ №2»
2.                «Положение




Состав участников проекта:
-обучающиеся  1-11 классов МБОУ СОШ№2;
- Захарова Е. Н., заместитель директора по УВР;
-учителя-предметники, реализующие программы адаптивного образования;
-  Русских Т. М., психолог школы.
Сроки проведения: 2011 - 2015г.г.
В соответствии с целями и задачами проекта определили план его реализации.
План  реализации  проекта
№ п/п
Этап проекта
Мероприятия для создания адаптивной образовательной  среды для педагогической поддержки детей с ОВЗ
сроки
1
Организационный этап
Проведение исследования по изучению потребностей семей, имеющих детей школьного возраста с ОВЗ, не охваченных образовательными услугами в специальном образовании:
- анкетирование
- изучение информационного материала из детской поликлиники,
-работа с центром реабилитации Ленинска-Кузнецкого,
-работа со СМИ
-подготовка кадров (обучение с участием московских специалистов по теме: «Технический минимум для учителя-тьютора»)
- обучение на курсах повышения квалификации;
-переоборудование внутришкольной и пришкольной территории;
-приобретение технических средств;
- организация и проведение семинаров, консультаций
2011-2012
2
Реализация проекта
Организация учебного процесса по форме дистанционного обучения в условиях МБОУ СОШ №2:
-работа с нормативной базой организации дистанционного обучения детей с ОВЗ;
-определение учебной нагрузки на 2013-2014 уч.год;
-составление учебного плана;
- составление расписания;
Организация и проведение семинаров по реализации Федеральной программы «Дистанционное образование детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2»
2013-2014
3
Мониторинг реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2
-оценка удовлетворения уровнем оказания образовательных услуг в рамках дистанционного обучения детей ОВЗ
-анализ выполнения учебных планов,
-анализ промежуточных образовательных ресурсов
2015 год

Источники финансирования проекта:
1.                Средства регионального и муниципального бюджета.
2.                Привлечение спонсоров.
3.                Добровольный труд.
Права и обязанности участников проекта дистанционного обучения.
В ходе реализации проекта для развития дистанционного обучения детей с ОВЗ школа:
·                   формирует центр дистанционного обучения;
·                   подключает базовое место к сети Интернет;
·                   формирует свой сайт, где размещает весь материал по дистанционному обучению детей с ОВЗ;
·                   знакомит обучающихся с расписанием занятий по дистанционной форме обучения;
·                   изучает потребности обучающихся, выстраивает индивидуальную траекторию обучения;
·                   использует дистанционное обучение с целью удовлетворения индивидуальных образовательных запросов, ликвидации пробелов в знаниях, подготовке к единому государственному экзамену.
Руководство и штат.
МБОУ СОШ № 2 входит в структурное подразделение центра дистанционного образования детей с ОВЗ КО
Руководство выполнением плана работы дистанционного центра образования в МБОУ СОШ № 2 осуществляет заместитель директора школы по УВР. Технические вопросы: установку программ, администрирование системы осуществляет заместитель директора по УВР по дистанционным технологиям.
Ответственность.
Администрация  МБОУ СОШ № 2 несет полную ответственность:
·                   за сохранность оборудования;
·                   за реализацию плана работы центра дистанционного обучения.
На организационном этапе были проведены следующие мероприятия:
-переоборудование пришкольной территории (установлены пандусы);
-переоборудование внутришкольных помещений (ремонт помещений, оснащение санузлов, установка подъемников);
-покупка специального оборудования и учебных материалов (оснащение класса для работы дистанционного обучения кабинет №15, установка специального программного обеспечения: работа в специальной учебной среде «i – школа» Центра дистанционного образования КО; январь 2011 поступило 19 ученических комплектов, 9 учительских);
-переподготовка педагогических работников (9 учителей в 2011-2012 уч.году прошли обучение с участием московских специалистов по теме: «Технический минимум для учителя-тьютора» средний балл 687 из 700).
На этапе реализации проекта
-в Устав школы внесены необходимые изменения (?)
- разработан и утвержден учебный план на 2013-2014 уч.год (см. Приложение 1);
-заместителем директора определяется расписание занятий, в котором учтено, что распорядок дня данных обучающихся устанавливается с учетом повышенной утомляемости (диагнозы у наших детей разные: гидроцефалия, энцефалопатия, ДЦП, врожденная патология головного мозга и др.);
- составлены индивидуальные учебные планы для каждого ребенка с ОВЗ, в 2011-2012 – 19 детей с ОВЗ;
2012-2013 – 19 детей с ОВЗ;
2013-2014 – 14 детей с ОВЗ, это связано с тем, что 3 обучающихся Фискова Мария окончила 11 класс, сдавала ЕГЭ, набрала по русскому языку – баллов, математике - , обществознание - . Риммер и Козловский Денис окончили 9 классов, все они продолжают обучение в техникумах.
Дети с ОВЗ принимают участие в городских, региональных конкурсах, так Суртаев Анатолий, обучающийся 7 класса, занял
-разработано школьное положение о дистанционном обучении;
-внесены изменения в план воспитательной работы (проведение онлайн-концертов, например, 6 ноября «Всемирный день инвалидов», 25 ноября «День матери»  2012 год, данные мероприятия намечены и 2013 году; включение участников дистанционного обучения в жизнь школы: участие в школьных акциях: конкурсы рисунков,
Ожидаемые результаты:
1.                Система  дистанционного обучения для детей с ОВЗ приведет к социализации этой группы детей (развитию адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, овладеют навыками коммуникации, осмыслят свое социальное окружение).
2.                Положительная динамика индивидуальных достижений обучающихся по освоению образовательных программ детьми с ОВЗ,  уровню их социализации.
3.                Обеспечение  доступа к современным техническим,  информационным  и научным ресурсам детей с ОВЗ.
4.                Увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации дистанционного обучения.
5.                Система методической поддержки профессионального роста  педагогических работников.
Эффекты реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ
Создание интерактивного образовательного  пространства  за счет современного программного обеспечения и компьютерной техники;
рост индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению образовательных программ и участия детей с ОВЗ в исследовательской  и проектной деятельности;
повышение  уровня социализации обучающихся с ОВЗ;
доступ к современным техническим,  информационным  и научным ресурсам всеми участниками образовательного процесса;
увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку  и обладающих необходимой квалификацией для организации дистанционного обучения;
Заключение
Организация  дистанционного обучения соответствует основным идеям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, модернизации системы общего образования Кемеровской области.
Высокие темпы информатизации образования открывают детям с особыми потребностями множество новых возможностей в получении образвоания.
Список  литературы:
1.Беспалько  В.П.  Слагаемые  педагогической  технологии.  —  М.:  Педагогика,  1989.  —  192  с. 
2.Даль  В.И.  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка.  Т.  IV.  —  М.:  Русский  язык,  1980.  —  568  с.
3.Ежовкина  Е.В.,  Рябова  Н.В.  К  проблеме  педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  //  Российский  научный  журнал  №  5(30)  —  Рязань,  2012.  —  С.  84—89.
4.Розин  В.М.  Технология  //  Новая  философская  энциклопедия.  —  М.,  2001.  —  Т.  4.  —  С.  65—66.
5.Сластенин  В.А.,  Исаев  И.Ф.,  Шиянов  Е.Н.  Педагогика:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  учеб.  заведений.    М.:  Академия,  2005.    512  с.
Деятельность образовательного учреждения по реализации сопровождения семей с детьми-инвалидами


Комментариев нет:

Отправить комментарий