Содержание
проекта «Управление организацией дистанционного образования детей с ОВЗ в
условиях МБОУ СОШ №2»
1.
Паспорт проекта
2.
Введение
3.
Нормативно-правовая база
4.
Информационная справка образовательного учреждения
5.
Обоснование проекта
6.
Ожидаемые результаты
7.
Список литературы
8.
Приложение
Паспорт
проекта «Управление организацией дистанционного образования детей с ОВЗ в
условиях МБОУ СОШ №2»
Наименование
|
«Управление
организацией дистанционного образования детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2»
|
Основание для разработки проекта
|
2008 г. На
заседании Совета при Президенте РФ План поэтапного создания условий для
реализации дистанционного обучения детей-инвалидов в рамках национального
проекта «Образование» на 2009-2012 годы;
Федеральный
закон «Об образовании в РФ»;
Ф181
от 24 ноября 1995 «О социальной защите инвалидов в РФ»;
ФЗ
– 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
|
Заказчик
|
УО
Ленинск-Кузнецкий городской округ
|
Основные разработчики
|
Заместитель
директора по УВР, Е. Н. Захарова
|
Основная цель
|
Организация процесса
дистанционного обучения детей с ОВЗ по обеспечению доступности качественного
образования в рамках дистанционного образования
|
Основные задачи
|
1.
Проанализировать степень потребности участников образовательного процесса, организационно-педагогические,
материально-технические условия для реализации дистанционных
образовательных технологий для детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2.
2.Создать нормативно-правовую
базу, систему управления,
организационно-методическое реализации дистанционного обучения для детей с
ОВЗ.
3. Обеспечить повышение
квалификации педагогов, работающих в рамках дистанционного обучения детей с
ОВЗ.
4. Отработать сотрудничество школы
с учреждениями образования, здравоохранения, общественными организациями
5.Произвести мониторинг реализации
дистанционного обучения в условиях МБОУ СОШ №2
|
Сроки реализации
|
2011-2015
гг.
|
Исполнители проекта
|
Администрация
школы, педагогический коллектив
|
Ожидаемые результаты
|
1.
Система дистанционного обучения для детей с ОВЗ
приведет к социализации этой группы детей (развитию адекватных представлений
о собственных возможностях и ограничениях, овладеют навыками коммуникации,
осмыслят свое социальное окружение).
2.
Положительная
динамика индивидуальных достижений обучающихся по освоению образовательных
программ, уровню социализации.
3.
Обеспечение доступа к современным техническим, информационным и научным ресурсам детей с ОВЗ.
4.
Увеличение
доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших
специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации
дистанционного обучения.
5.
Система
методической поддержки профессионального роста педагогических работников.
|
Введение
Реализация прав детей с ОВЗ – одна из
важнейших задач государственной политики, одно из условий успешной организации
успешного обучения и образования детей с ОВЗ является создание адаптивной среды,
которая позволит обеспечить их полноценную интеграцию и личностную
самореализацию. Данное условие возможно при систематической организации педагогического
сопровождения этой группы детей,
включающей, помимо систематического наблюдения за ходом развития ребенка с ОВЗ,
разработку индивидуальных программ обучения и коррекции, а также работу со
средой, в которую интегрируется ребенок. В МБОУ СОШ №2 в 2011 году была
запущена Федеральная программа «Дистанционное образование детей с ОВЗ». Дистанционное
обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное
взаимодействие обучающегося и преподавателя на основе информационных
(компьютерных) технологий независимо от места нахождения участников образовательного процесса.
Использование дистанционного обучения имеет следующие преимущества:
·
обеспечивает принцип равной доступности
(возможно одновременной) к любым образовательным информационным ресурсам
(федеральным, региональным, международным) большого количества обучающихся,
независимо от места их проживания, состояния здоровья, элитарности и
материальной обеспеченности при минимизации расходов на содержание учебных
площадей, технических и транспортных средств, подготовку специалистов;
·
способствует формированию ключевых
компетентностей у педагогов и обучающихся;
·
позволяет одаренным детям в дальнейшем
освоить Hi-Tech (высокие технологии);
·
увеличивает эффективность коммуникативной
деятельности в режиме on-line (общение через сеть Интернет);
·
позволяет создать условия, учитывающие
особые образовательные потребности, посредством индивидуализации и
дифференциации;
·
формирует у человека потребность в
систематическом повышении интеллектуального потенциала;
·
делает возможным выравнивание стартовых
позиций обучающихся (независимо от их места обучения) для дальнейшего профессионального
самоопределения и поступления в профильные гимназии, лицеи;
·
способствует повышению квалификации педагогических работников.
Цель проекта: Организация процесса дистанционного
обучения детей с ОВЗ по обеспечению доступности качественного образования в
рамках дистанционного образования
Для реализации
поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Проанализировать степень потребности участников
образовательного процесса, организационно-педагогические,
материально-технические условия для реализации дистанционных образовательных
технологий для детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2.
2.Создать нормативно-правовую базу, систему
управления, организационно-методическое реализации дистанционного обучения для
детей с ОВЗ.
3. Обеспечить повышение квалификации педагогов,
работающих в рамках дистанционного обучения детей с ОВЗ.
4. Отработать сотрудничество школы с учреждениями
образования, здравоохранения, общественными организациями
5.Произвести мониторинг реализации дистанционного
обучения в условиях МБОУ СОШ №2
Для решения намеченных задач были использованы
следующие методы исследования:
-анализ психолого-педагогической, методической
литературы по проблеме
-наблюдение за процессом реализации программ
адаптивных программ образования;
-анкетирование учащихся, беседы с учащимися,
родителями, учителями;
- обучающий эксперимент;
- анализ результатов экспериментального исследования.
В соответствии с возможностями детей выделяются три
уровня образования детей с ОВЗ, при этом каждый должен обеспечить ребенку не
только адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и
способность их реализации в жизни для достижения личных целей. Соответственно,
в структуре содержания образования для каждого уровня условно выделяются и
рассматриваются два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента:
«академический» и «жизненной компетенции». Их соотношение специфично для
каждого уровня образования.
• I уровень, цензовый, в целом соответствует уровню
образования здоровых сверстников к моменту завершения школьного образования,
предполагая при этом и удовлетворение особых образовательных потребностей детей
с ОВЗ, как в академическом компоненте, так и в области жизненной компетенции
ребенка.
• II уровень школьного образования - нецензовый, он
изменен в сравнении с уровнем образования здоровых сверстников за счет
значительного редуцирования его «академического» компонента и специфического
расширения области развития жизненной компетенции ребенка;
III уровень школьного образования, также нецензовый, и
академический компонент редуцируется здесь до полезных ребенку элементов
академических знаний, но при этом максимально расширяется область развития его
жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков
коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно,
к активной жизни в семье и социуме.
Нормативно-правовые основы, на
которые опирается реализация
дистанционнго образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В
Федеральном законе «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября
2013 года в статье 5 говорится: «В целях реализации
права каждого человека на образование федеральными государственными органами,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного самоуправления:
1)
создаются необходимые условия для
получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также
социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это
дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ
вне специальных условий обучения и воспитания[3]
Итак, на международном уровне:
1.
Всеобщая декларация прав человека,
утвержденная в 1948 году Генеральной ассамблеей ООН.
2.
Конвенция о правах ребенка, 20 ноября 1989 Генеральная ассамблея
ООН.
3.
Декларация о принципах, политике и практической деятельности в
сфере образования лиц с особыми потребностями, 1994 Испания.
4.
Конвенция о правах инвалидов, принятая 13 декабря 2006г.
Генеральной ассамблеей ООН.
На государственном уровне:
1.
Конституция РФ, ст.43, в которой указывается на то, что «каждый
имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в
государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на
предприятиях»
2.
Закон «О социальной поддержке инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1998
года №181 – ФЗ.
3.
Обучение детей с ограниченными возможностями
регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87г.
№17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.07.96г. №861 «Об утверждении Порядка
воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных
образовательных учреждениях».
4.
Мы также опирались в работе на Концепцию Специального Федерального
государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными
возможностями здоровья, авторы: Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И.
Кукушкина, .Е. Л. Гончарова.
Школьный уровень:
1.
«Устав МБОУ СОШ №2»
2.
«Положение
Состав участников проекта:
-обучающиеся 1-11
классов МБОУ СОШ№2;
- Захарова
Е. Н., заместитель директора по УВР;
-учителя-предметники,
реализующие программы адаптивного образования;
- Русских Т. М., психолог школы.
Сроки проведения: 2011 - 2015г.г.
В
соответствии с целями и задачами проекта определили план его реализации.
План реализации проекта
№ п/п
|
Этап
проекта
|
Мероприятия
для создания адаптивной образовательной
среды для педагогической поддержки детей с ОВЗ
|
сроки
|
1
|
Организационный этап
|
Проведение исследования по изучению
потребностей семей, имеющих детей школьного возраста с ОВЗ, не охваченных
образовательными услугами в специальном образовании:
-
анкетирование
- изучение
информационного материала из детской поликлиники,
-работа с
центром реабилитации Ленинска-Кузнецкого,
-работа со
СМИ
-подготовка
кадров (обучение с участием московских специалистов по теме: «Технический
минимум для учителя-тьютора»)
- обучение
на курсах повышения квалификации;
-переоборудование
внутришкольной и пришкольной территории;
-приобретение
технических средств;
-
организация и проведение семинаров, консультаций
|
2011-2012
|
2
|
Реализация проекта
|
Организация учебного процесса по форме дистанционного обучения в
условиях МБОУ СОШ №2:
-работа с нормативной базой организации дистанционного обучения детей с
ОВЗ;
-определение
учебной нагрузки на 2013-2014 уч.год;
-составление
учебного плана;
-
составление расписания;
Организация
и проведение семинаров по реализации Федеральной программы «Дистанционное
образование детей с ОВЗ в условиях МБОУ СОШ №2»
|
2013-2014
|
3
|
Мониторинг реализации дистанционного обучения детей с ОВЗ в условиях
МБОУ СОШ №2
|
-оценка удовлетворения уровнем оказания образовательных услуг в рамках
дистанционного обучения детей ОВЗ
-анализ выполнения учебных планов,
-анализ промежуточных образовательных ресурсов
|
2015 год
|
Источники финансирования проекта:
1.
Средства регионального и муниципального
бюджета.
2.
Привлечение спонсоров.
3.
Добровольный труд.
Права и
обязанности участников проекта дистанционного обучения.
В ходе
реализации проекта для развития дистанционного обучения детей с ОВЗ школа:
·
формирует
центр дистанционного обучения;
·
подключает
базовое место к сети Интернет;
·
формирует
свой сайт, где размещает весь материал по дистанционному обучению детей с ОВЗ;
·
знакомит
обучающихся с расписанием занятий по дистанционной форме обучения;
·
изучает
потребности обучающихся, выстраивает индивидуальную траекторию обучения;
·
использует
дистанционное обучение с целью удовлетворения индивидуальных образовательных
запросов, ликвидации пробелов в знаниях, подготовке к единому государственному
экзамену.
Руководство и штат.
МБОУ СОШ №
2 входит в структурное подразделение центра дистанционного образования детей с
ОВЗ КО
Руководство
выполнением плана работы дистанционного центра образования в МБОУ СОШ № 2
осуществляет заместитель директора школы по УВР. Технические вопросы: установку
программ, администрирование системы осуществляет заместитель директора по УВР
по дистанционным технологиям.
Ответственность.
Администрация МБОУ СОШ № 2 несет полную ответственность:
·
за
сохранность оборудования;
·
за
реализацию плана работы центра дистанционного обучения.
На организационном этапе были проведены
следующие мероприятия:
-переоборудование пришкольной территории
(установлены пандусы);
-переоборудование внутришкольных помещений
(ремонт помещений, оснащение санузлов, установка подъемников);
-покупка специального оборудования и
учебных материалов (оснащение класса для работы дистанционного обучения кабинет
№15, установка специального программного обеспечения: работа в специальной
учебной среде «i – школа» Центра дистанционного образования КО; январь 2011 поступило 19
ученических комплектов, 9 учительских);
-переподготовка педагогических работников
(9 учителей в 2011-2012 уч.году прошли обучение с участием московских
специалистов по теме: «Технический минимум для учителя-тьютора» средний балл
687 из 700).
На этапе реализации проекта
-в Устав школы внесены необходимые изменения (?)
- разработан и утвержден учебный план на 2013-2014 уч.год (см. Приложение 1);
-заместителем директора определяется расписание занятий, в котором учтено,
что распорядок дня данных обучающихся устанавливается с учетом повышенной
утомляемости (диагнозы у наших детей разные: гидроцефалия, энцефалопатия, ДЦП,
врожденная патология головного мозга и др.);
- составлены индивидуальные учебные планы для каждого ребенка с ОВЗ, в
2011-2012 – 19 детей с ОВЗ;
2012-2013 – 19 детей с ОВЗ;
2013-2014 – 14 детей с ОВЗ, это связано с тем, что 3 обучающихся Фискова
Мария окончила 11 класс, сдавала ЕГЭ, набрала по русскому языку – баллов,
математике - , обществознание - . Риммер и Козловский Денис окончили 9 классов,
все они продолжают обучение в техникумах.
Дети с ОВЗ принимают участие в городских, региональных конкурсах, так
Суртаев Анатолий, обучающийся 7 класса, занял
-разработано школьное положение о дистанционном обучении;
-внесены изменения в план воспитательной работы (проведение
онлайн-концертов, например, 6 ноября «Всемирный день инвалидов», 25 ноября
«День матери» 2012 год, данные
мероприятия намечены и 2013 году; включение участников
дистанционного обучения в жизнь школы: участие в школьных акциях: конкурсы
рисунков,
Ожидаемые результаты:
1.
Система дистанционного обучения для детей с ОВЗ приведет
к социализации этой группы детей (развитию адекватных представлений о
собственных возможностях и ограничениях, овладеют навыками коммуникации,
осмыслят свое социальное окружение).
2.
Положительная
динамика индивидуальных достижений обучающихся по освоению образовательных
программ детьми с ОВЗ, уровню их социализации.
3.
Обеспечение доступа к современным техническим, информационным и научным ресурсам детей с ОВЗ.
4.
Увеличение
доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную
подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации
дистанционного обучения.
5.
Система
методической поддержки профессионального роста
педагогических работников.
Эффекты реализации дистанционного
обучения детей с ОВЗ
Создание интерактивного образовательного пространства
за счет современного программного обеспечения и компьютерной техники;
рост
индивидуальных достижений обучающихся с ОВЗ по освоению образовательных
программ и участия детей с ОВЗ в исследовательской и проектной деятельности;
повышение уровня социализации обучающихся с ОВЗ;
доступ
к современным техническим,
информационным и научным ресурсам
всеми участниками образовательного процесса;
увеличение
доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную
подготовку и обладающих необходимой
квалификацией для организации дистанционного обучения;
Заключение
Организация
дистанционного обучения соответствует
основным идеям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы,
модернизации системы общего образования Кемеровской области.
Высокие
темпы информатизации образования открывают детям с особыми потребностями
множество новых возможностей в получении образвоания.
Список литературы:
1.Беспалько В.П.
Слагаемые педагогической технологии. — М.:
Педагогика, 1989. — 192 с.
2.Даль В.И.
Толковый словарь живого великорусского языка.
Т. IV. — М.: Русский язык, 1980.
— 568 с.
3.Ежовкина Е.В., Рябова Н.В. К проблеме
педагогического сопровождения адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья // Российский
научный журнал № 5(30) — Рязань,
2012. — С. 84—89.
4.Розин В.М. Технология
// Новая философская энциклопедия. — М.,
2001. — Т. 4. — С. 65—66.
5.Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,
Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 512 с.
Деятельность образовательного учреждения по
реализации сопровождения семей с детьми-инвалидами
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий